Онлайн-торговля различными товарами стала неотъемлемой частью современного цифрового мира. Одним из видов электронной коммерции являются нишевые маркетплейсы – небольшие онлайн-площадки, которые ориентируются на конкретные категории товаров и узкую целевую аудиторию, работают с определенным сегментом потребителей.
По сравнению с платформами-гигантами (Ozon, Wildberries) нишевые площадки предоставляют возможность производителям и поставщикам товаров найти именно своих покупателей, получить шанс развить собственный бренд и грамотно настроить под него рекламу. Предлагаемую здесь уникальную продукцию не всегда можно купить на универсальных платформах, она удовлетворяет интересы и специфические потребности отдельных групп пользователей.
Функциональность маркетплейсов
Покупатели сюда приходят, заведомо зная, что им нужно купить: они из узкого ассортимента выбирают лучший вариант по характеристикам, качеству, цене и редко уходят без нужной покупки. Здесь потребитель более заинтересован в конкретном предложении, специализации товара, экспертности, клиентском сервисе. Узкоспециализированные площадки становятся хитом на рынке ритейла, несмотря на его захват платформами-гигантами.
Задачами площадок являются:
- обеспечение продвижения товаров;
- привлечение трафика;
- создание удобной формы поиска нужного продукта;
- увеличение продаж.
Продавцам не нужно тратить время и усилия на разработку и поддержку сайта, искать программистов или оптимизаторов – эти функции берут на себя специалисты платформы. Необходимо лишь получить статус ООО, ИП или самозанятого, иметь запас товаров, привезти их на склад площадки или хранить на собственном или арендованном складе, а продажу и доставку обеспечит маркетплейс.
На узкоспециализированных торговых площадках можно использовать множество бизнес-идей на региональном и российском рынке и получить хорошие результаты. Нишевые маркетплейсы предоставляют возможность производителям и предпринимателям продавать как уникальные, так и товары массового спроса:
- технику и электронику;
- одежду, обувь, аксессуары;
- предметы декора;
- декоративную, ухаживающую косметику и парфюмерию;
- для туризма, отдыха, занятий спортом и фитнесом;
- продукты питания;
- детские игрушки и вещи;
- украшения, ремни, часы;
- варежки, перчатки, шарфы;
- моющие средства и предметы личной гигиены;
- изделия для творчества и хобби;
- материалы для строительства и ремонта;
- мебель, инструменты, метизы и многое другое.
Покупатель, обращаясь на узкопрофильные площадки, знает, ради какой цели он ее посетил, и уверен, что получит бесплатную доставку качественной продукции. Сотрудники площадок являются экспертами: отлично знают ассортимент и предоставляют грамотную консультацию по любой позиции из каталога.
Как начать работать?
Для масштабирования своего бизнеса необходимо выбрать свою нишу, повести анализ деятельности конкурентов, а также:
- изучить спрос потребителей, выявить потенциал и возможности для своего роста и получения прибыли;
- выбрать географический регион, в котором пользуется популярностью конкретный товар;
- исследовать целевую аудиторию и ее потребности в определенном виде продукта;
- учесть такие факторы, как уникальность, доступность, цена и качество предлагаемой продукции;
- оценить ожидаемые затраты и сделать финансовый анализ.
Запускать работу желательно с небольшого пилотного проекта для оценки реакции потребителей и рынка в целом, а функционал расширять постепенно с тестированием каждого изменения. Более медленный путь приведет к созданию своей уникальной ниши на площадке с наименьшими затратами.
Преимущества небольших коммерческих площадок
Нишевый маркетплейс практически исключает конкуренцию с крупными игроками и предоставляет продавцам возможность сфокусироваться на узком ассортименте товаров, представляющих интерес для ограниченной, но выгодной целевой аудитории. Продавцы могут лучше понять потребителей, которым интересны специфические продукты. Узкая специализация площадок способствует эффективному взаимодействию продавцов с покупателями, поддерживанию обратной связи, организации качественного и глубокого сервиса.
Кроме того, на площадке есть возможность создавать сообщества, объединяя продавцов и покупателей по общим интересам. Представители обеих сторон могут обмениваться знаниями и рекомендациями, делиться опытом, что приводит к созданию комфортной атмосферы и лояльности клиентов.
Примеры успешных маркетплейсов
На российском рынке образовались и успешно развиваются небольшие торговые площадки разной направленности и масштаба, среди которых можно отметить следующие:
- Lamoda, где можно купить стильную одежду и обувь, эксклюзивные аксессуары, различные брендовые вещи.
- ВсеИнструменты.ру – онлайн-гипермаркет, специализирующийся на продаже оборудования, техники, инструментов.
- Flowwow предлагает покупателям большой ассортимент цветов и подарков.
- «Ешь Деревенское», где можно купить натуральные фермерские продукты с доставкой на дом.
Перспективы развития
Нишевые маркетплейсы имеют большой потенциал для развития. Во-первых, растет количество интернет-пользователей, и многие покупатели «уходят в онлайн». Тренд постоянно увеличивается, а значит, растет спрос не только на платформы-гиганты, но и на нишевые площадки. С появлением электронной коммерции стали активно развиваться небольшие предприятия по производству редкой и уникальной продукции для специализированной продажи.
Многие потребители ценят индивидуальность, поэтому стремятся приобрести уникальные товары и услуги. Поэтому нишевые площадки часто предлагают узкую выборку продукции. В 2022 г. насчитывалось 40 нишевых маркетплейсов, а «Тинькофф» прогнозирует появление в ближайшее время до 100 коммерческих платформ с узкой специализацией, в том числе как мелких, так и крупных с годовым оборотом до 1 млрд рублей. Их количество увеличивается еще из-за демпинга и распространения контрафактных товаров. Сейчас интерес к нишевым площадкам проявляет каждый десятый житель России, в перспективе численность желающих увеличится.
Заключение
В секторе онлайн-торговли нишевые маркетплейсы завоевали доверие покупателей и репутацию надежных партнеров. Площадки с узкими товарными предложениями и консолидированными трафиками уже вызвали своеобразный бум в российской коммерции и доказали свою жизнеспособность. От универсальных платформ небольшие площадки фокусируются до 4-х товарных категорий. К примеру, там, где продаются детские товары, нет места для моющих средств или косметики, а где продаются электронные гаджеты, невозможно найти товары для дома и сада.
На такой модели маркетплейса, которая ориентируется не на количество, а качество товаров и компетентность брендов, не наблюдается быстрой смены условий и резких скачков цен, поэтому здесь появляется больше лояльных и доброжелательных партнеров. Сюда покупатели идут с четко выверенными потребностями. Задача продавца – предоставить товар с нужными характеристиками по запросу потребителя.